Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+7 (981) 023-9439
Лечение аутизма: диагностика, действенные методы, профилактика и реабилитация
Аутизм приводит к проблемам с адаптацией в социуме. Так как ребенок (потом – взрослый человек) воспринимает мир по-своему, не как обычные люди. Вдобавок нарушение нередко приводит к интеллектуальным проблемам.
Лечение аутизма означает — скорректировать поведение и мышление, приблизить их к социальным нормам. При постоянной работе над проблемой на протяжении нескольких лет — вполне достижимая задача добиться адаптации к жизни в обществе.
Определение болезни, причины возникновения
Аутизм представляет собой сложное дезинтегративное нарушение психического развития, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Характеризуется такое состояние бедностью выражения эмоций, ограниченными действиями, всесторонним дефицитом социального взаимодействия.
В целом для пациентов с таким диагнозом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
Нарушения интеллекта проявляются по-разному, при этом в большинстве случаев сохранены когнитивные способности, хотя они весьма специфичны. Возможна одаренность в одной области знаний, требующей отвлеченного абстрактного мышления, при этом простые бытовые и социальные навыки развиты недостаточно. При подтверждении диагноза требуется лечение ребенка в специализированном центре.
Признаки и симптомы РАС (детского аутизма) по разным возрастам


В целом аутизм — это особенности в восприятии внешних стимулов у ребенка, которое заставляет обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим).

К вызывающим тревогу сигналам относят:
  • 1
    в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта у ребенка и реакции на имя;
  • 2
    в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;
  • 3
    в 18 месяцев — нетипичное поведение во время игр, непонимание речи или отказ от диалога;
  • 4
    в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: не повторяет за взрослыми, не общается во время игры, медленно накапливает словарный запас.
Более заметными признаки становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков у ребенка происходит регресс, и малыш перестает делать то, чему научился ранее.
Помимо основных признаков детского аутизма существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, проблем в с моторикой необычная реакция на внешние раздражители (сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например, в торговых центрах), избирательность в еде. Могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовой химии, раздражать музыка.
Отсутствие воображения: эти признаки проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак, как стереотипные (однообразные) действия, могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку вещей по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.
Распространенность и классификация РАС
РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной тяжести, но легкую и тяжелую формы врачи не выделяют. До 80-х годов прошлого века существовала теория о том, что РАС является формой шизофрении, но она не подтвердилась. При этом высокофункциональный аутизм (без нарушений интеллекта может оставаться не диагностированным у человека всю жизнь. Он не мешает профессиональному развитию и хотя создает трудности в социальной адаптации, люди находят возможность приспособиться к окружающему миру. В то время как другие формы могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).

По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й малыш в мире страдает РАС. В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике, такой диагноз ставится одному из 59, причем среди мальчиков диагноз встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек.

Классификация
В последней редакции международной классификации болезней МКБ-11 в диагноз “Расстройство аутистического спектра” входит 7 уточняющих диагнозов:
  • Расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с легкими нарушениями функциональной речи или без них
  • Расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и легкими проблемами в функциональной речи или без них
  • Расстройство аутистического спектра без проблем с интеллектуальным развитием и с нарушением функциональной речи
  • Расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и нарушением функциональной речи
  • Расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и отсутствием функциональной речи
  • Другое уточненное расстройство аутистического спектра
  • Расстройство аутистического спектра неуточненное
В предыдущей редакции, согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), расстройства аутистического спектра подразделяется на:

Многие врачи и специалисты по-прежнему продолжают применять этот вариант классификации МКБ-10 при постановке диагноза и назначении лечения.
Также используют понятия из МКБ-9 инфантильный психоз, синдром Канера.

  • детский;
  • атипичный;
  • синдром Ретта;
  • гиперактивность сочетается с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • синдром Аспергера.
Причины
Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания. Некоторые из них нанесли серьезный урон семьям, и со временем были отвергнуты ( теория "холодной матери").
Теории возникновения
В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, т. е. может развиваться вследствие нескольких факторов, но ни одна из них не доказана на 100%. Это лишь предположения ученых и медиков. Работы по изучению продолжаются и по сей день.
В последнее время ученые склоняются в большей степени к генетической теории.
Она предполагает, что заболевание может проявиться у ребенка при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.

Поствакцинальная теория появления
Данная теория не имеет научного подтверждения. Предположительно развитию расстройства предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживают связь между вакцинацией и проявлением особенностей поведения у ребенка.


Биологическая теория
В данной теории причиной появления выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у таких малышей имеет ряд структурных и функциональных особенностей.

Теория нарушения обмена веществ
Появление активных черт заболевания наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.

Опиоидная теория возникновения
В таком случае появлению симптомов предшествует попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.


Симптомы у взрослых
Практически во всех случаях болезнь диагностируют в детстве. Даже если этого не случилось, с возрастом особенности становятся заметнее. Взрослые люди с РАС:
  • плохо понимают, что думают или чувствуют другие люди;
  • испытывают трудности с тем, чтобы заводить друзей;
  • могут казаться грубыми или не заинтересованным в других людях;
  • с трудом описывают свои чувства;
  • воспринимают вещи очень буквально плохо понимают сарказм;
  • плохо усваивают социальные правила;
  • избегают зрительного контакта;
  • не любят, когда кто-то прикасается к ним или подходит слишком близко;
  • замечают мелкие детали, узоры, запахи или звуки, на которые не обращают внимание другие люди.

Еще одной характерной чертой является тщательное планирование дел, прежде чем их начинать и повышенный интерес к узкоспециализированным занятиям.
Осложнения
Из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребенок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающие отклонения.

Отклонения в когнитивной сфере. У большинства в той или иной степени наблюдается снижение интеллекта (за исключением синдрома Аспергера).

Степень снижения интеллекта варьируется от неравномерной задержки до тяжелой умственной отсталости. В течение всей жизни могут сохраняться речевые проблемы от простого своеобразия предложений до тяжелого недоразвития или полного отсутствия способности говорить. Из-за этого сложно общаться с людьми, выстраивать отношения, осваивать социальные, бытовые и академические навыки, а в будущем завести семью и устроиться на работу.

Неврологические симптомы. У многих людей развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивные отклонения, отсутствие сна.

Приступы судорог. Примерно треть страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.

Проблемы с пищеварением. Из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычек встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.

Проблемы с диагностикой других болезней. Высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что, в свою очередь, ведет к снижению слуха, а отсутствие возможности говорить не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.

Диагностика
Если наблюдаются какие-то отклонения, это может служить поводом немедленного обращения к педиатру. Он направит к психиатру или неврологу. Диагноз аутизм в России может поставить только врач-психиатр. Невролог часто помогает выбрать тактику лечения, если нужно снять тяжелые симптомы (например, проблемы со сном).
Лечение данного заболевания, как и многих других психических отклонений, должно быть комплексным. При этом всегда стоит учитывать возраст и психические особенности.
В каком возрасте можно поставить диагноз
В возрасте около 12 месяцев достоверность и дальнейшее подтверждение составляет около 50 %. К 14 месяцам этот показатель вырастает . Обычно диагноз ставят в 2-3 года.
Возможно ли тестирование в домашних условиях
Самостоятельная постановка диагноза в домашних условиях невозможна. Диагноз ставит врач-психиатр на основании жалоб родителей, сбора сведений о раннем развитии, клинического обследования (выявления «триады нарушений»), а также данных клинических обследований (консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование).
При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развернутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.
При необходимости могут быть назначены дополнительные методы диагностики:
По результатам диагностики составляется индивидуальный план реабилитационных мероприятий.
1
консультация отоларинголога, офтальмолога, логопеда;
2
тестирование для определения уровня интеллекта;
3
УЗИ, КТ или МРТ головного мозга — для исключения органических причин психической симптоматики;
4
ЭЭГ для оценки функциональной активности головного мозга и выявления ее возможных особенностей.
5
осмотр психиатра, невролога, психолога, логопеда, дефектолога, генетика, диетолога, сурдолога, физиотерапевта и услуги других специалистов;
6
инструментальные методы исследования – ЭЭГ, УЗИ, КТ, МРТ, лабораторную диагностику;
7
скрининговые и диагностические тесты.
Современные подходы к лечению
Аутизм — это диагноз, который не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удается снизить выраженность его симптомов. Проводится медикаментозное, психотерапевтическое, физиотерапевтическое лечение ребенка в клинике. В 2020 году прикладной анализ поведения (АВА-терапия) одобрен Минздравом РФ в числе клинических рекомендаций «Расстройства аутистического спектра у детей»
Виды лечения и реабилитации
Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:
  • ABA-терапию (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения)
    это наука, которая включает в себя набор методов и стратегий, разработанных на основе законов поведения и направлена для улучшения социально-значимого поведения, опирается на  функциональный анализ и использует гуманные и этичные подходы.
  • Денверскую модель раннего вмешательства
    интенсивная программа вмешательства, включающая в себя игровые и рутинные методы, основанные на прикладном анализе поведения. Результаты ранее проведенных исследований показывают значительное улучшение языковых навыков у пациентов с расстройствами аутистического спектра (РАС) в возрасте от 18 до 30 месяцев.
  • Систему коммуникации PECS (Picture Exchange Communication System)
    система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми можно обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, часто у детей,  занимающихся по этой программе, появляется спонтанная речь.

  • Комплексную программу ТЕАССН- (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children)
    программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определенного вида деятельности (зона работы, зона отдыха), планирование свободного времени по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.
  • DIR-концепцию (Developmental Individual differences Relationship-based)
    концепция оказания комплексной помощи пациентам с различными особенностями, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать малыша, включаясь в его игру и постепенного вовлекая в совместное «пространство».
  • Сенсорную интеграцию
    это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится. Благодаря этому мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
  • Психологическую коррекцию
    психокоррекционная работа с детьми имеет следующие основные направления – ориентация ребенка на внешний мир и обучение простым навыкам контакта, обучение более сложным формам поведения и развитие самосознания.
  • Занятия с логопедом и дефектологом
    это традиционные занятия с ОВЗ. При обучении нужна совместная работы логопеда и дефектолога. Одна из главных задач учителя-дефектолога — помочь адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Коррекционная работа с таким пациентом имеет два основных направления: установление контакта и формирование целенаправленной деятельности, а также постановка звуков для эффективной коммуникации. 
  • Медикаментозную терапию
Медикаментозное лечение аутизма (Фармакотерапия)
Фармакологическое лечение помогает при сопутствующих патологиях, но не лечит аутизм. Назначается симптоматически, например, если заболевание сопровождается чрезмерным возбуждением, бессонницей или агрессией. Применение лекарственных препаратов также возможно при некоторых соматических особенностях, сопровождающих течение заболевания, например, при болевых ощущениях.

Малая эффективность медикаментозного лечения обусловлена и тем, что препараты, способные воздействовать на расстройства аутистического спектра, еще не найдены. Однако поиски таких препаратов активно ведутся. Например, большое внимание в последнее время уделяется исследованиям гормона окситоцина, который, по многим предположениям, способен оказывать влияние на основные симптомы: повторяющееся поведение и социальное взаимодействие.

У детей с особенностями наблюдаются проблемы в области ЖКТ, и нередко развивается дисбактериоз. В этом случае врачи назначают пребиотики, способствующие созданию благоприятной микрофлоры. Если поджелудочная железа выделяет недостаточно гормона секретина, то можно восполнить его. Это положительно отразится на самочувствии и концентрации.
При чрезмерном количестве дрожжевых грибков и патогенных бактерий, низкой сопротивляемости организма и дисбактериозе назначают антибиотики, противогрибковые и противопаразитарные средства.
Иногда проявления симптомов снижают с помощью специальной диеты, которая требует:
  • Отказа от казеина и глютена;
  • Не употреблять пищу с консервантами и и красителями;
  • Снизить употребление дрожжей и сахара к минимуму;
  • Употреблять пищу, богатую клетчаткой;
  • Употреблять большое количество воды;
Как и поведенческая терапия, медикаментозное лечение детского аутизма требует индивидуальности. Ни в коем случае нельзя назначать лекарства самостоятельно. Врач должен тщательно контролировать то, как влияет диета и медикаменты на организм.

Лечение взрослых
Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен прием рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые также могут возникать. Терапию проводит психолог КПТ в клинике, лекарства подбирает индивидуально врач-психиатр.
Как жить с ребенком, у которого подтвердился диагноз РАС
Член семьи, имеющий особенности, требует внимания и ухода, поэтому, как правило, одному из родителей приходится постоянно находиться рядом. Важное значение имеет четкое распределение ролей членов семьи при уходе за ребенком — это напрямую влияет на его качество жизни.
Перед семьей, в которой растет человек с РАС, стоит важная задача: нужно создать такую обстановку, где перспективы развития будут не только у ребенка с РАС, но и у всех членов семьи. В случае когда родитель получает эффективную психологическую помощь, это положительно влияет и на состояние маленького пациента, так как хорошее самочувствие родителя помогает ему лучше поддерживать ребенка.
Могут ли быть здоровые дети у людей с подтвержденным диагнозом
Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения младенцев с РАС у родителей с этим отклонением значительно выше, чем в среднем в популяции.
Согласно исследованию NIH (Национального института здравоохранения США), РАС встречается примерно у 3-5 % детей, у которых тетя или дядя страдают таким расстройством. Для сравнения — в общей популяции РАС выявляется у 1,5 %.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от типа и симптоматики. При поздней постановке диагноза и отсутствии своевременно начатой лечебно-коррекционной работы в большинстве случаев формируется глубокая инвалидность. Лечение помогает компенсировать трудности в поведении и проблемы в коммуникации, но некоторые симптомы остаются с человеком на протяжении всей жизни.
Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональной форме): часть пациентов с этой формой могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведет к тяжелой умственной отсталости, неврологическим отклонениям, существует риск внезапной смерти.
Первичная профилактика затруднена отсутствием данных о причинах его возникновения. Существуют исследования о связи аутизма с бактериальными и вирусными инфекциями матери во время беременности, недостатком в организме матери фолиевой кислоты в момент зачатия, но данных в них недостаточно для однозначных выводов.
Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов родителями, врачом-педиатром, неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.
Дают ли инвалидность при аутизме
Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать свое поведение и обучаться.
Как бы страшно и тяжело ни было — знайте, что аутизм не является приговором. При совместной работе родителей, врачей и педагогов есть шанс на успешную адаптацию детей к нормальной жизни в обществе.
Лечение аутизма в нашем центре
Аутизм - это особый комплекс изменений в развитии личности, вызванные множеством факторов. Первые признаки аутизма обычно замечают после детской истерики. Дети с аутизмом проявляют страхи и тревожность, могут быть склонны к навязчивым двигательным и словесным проявлениям. Психотерапевты, проводящие практику в нашем центре, принимают участие в наблюдении за пациентами и подбирают необходимые способы их стимуляции, используя массаж, игры и прикосновения.

Для записи на прием можно воспользоваться телефоном или ссылкой на сайте. Сотрудники гарантируют полную конфиденциальность, обработку любых вопросов и отзывов в соответствии с политикой защиты здоровья. Они также помогут понять особенности аутистов и найти правильные способы для проведения психотерапии при деменции, альцгеймере и других заболеваниях. Наши психотерапевты принимают участие в проведении практик и наблюдает за пациентами с аутоагрессией и эмоциональной нестабильностью. Подробнее о услугах и записи можно узнать на сайте.

Made on
Tilda