Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+7 (981) 023-9439
Особенности детей с РАС
Аутизм — это неврологическое расстройство, которое влияет на развитие мозга и социальное взаимодействие. Дети с аутизмом имеют трудности в общении, восприятии информации и понимании социальных норм. Особенности детей с аутизмом могут быть разными, поскольку это расстройство проявляется в разной форме. Однако, некоторые общие черты, которые могут быть заметны у большинства детей с аутизмом, включают повторяющееся поведение, ограниченный круг интересов, затруднения в общении и социальном взаимодействии.
Несмотря на то, что дети с аутизмом могут столкнуться с трудностями, важно помнить, что они могут достичь успеха и иметь счастливую жизнь, если им предоставить поддержку и помощь в развитии социальных навыков и коммуникации.
Причины вызывающие РАС
По сегодняшний день ученые во всем мире не могут прийти к единому мнению относительно причин возникновения аутизма. Существует множество предположений относительно факторов, провоцирующих появление данного заболевания, в том числе:
  • Генетическая предрасположенность;
  • Нарушения развития нервной системы, в результате которых аутизм рассматривается как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка;
  • Воздействие внешних факторов, таких как инфекции, химические вещества на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.
До сих пор не выяснено, могут ли эти факторы привести к появлению аутизма у детей. Сказать на 100% о причине появления болезни в конкретном случае не сможет никто из врачей.
Особенности психического развития детей с РАС
Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка, родителям необходимо внимательно следить за поведением малыша, замечая необычные признаки, которые несвойственны его возрасту. В большинстве случаев эти признаки можно выявить до 3-х лет.
Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память и речь.
Диагностика расстройств аутистического спектра
Для диагностики заболевания специалисты используют критерии двух международных классификаций: МКБ-11 и DSM-5, но в некоторых случаях специалисты до сих пор еще опираются на МКБ-10.
Однако, можно выделить три главных критерия, так называемую триаду нарушений, которые включают в себя:
  • Нарушение социальной адаптации.
  • Проблемы в коммуникативной сфере.
  • Стереотипность поведения.
Основные диагностические этапы включают:
  • Осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом.
  • Наблюдение за ребенком
  • Опрос родителей.
Кроме того, могут быть назначены дополнительные лабораторные исследования и функциональная диагностика.
Метод диагностики ADOS
ADOS — является тестированием, конечная цель которого — оценка коммуникации и социальной интеракции ребенка, а также игр и воображения. Данный метод часто называют «золотым стандартом» оценки аутизма у детей разного возраста.
ADOS базируется на стандартных действиях, которые позволяют при помощи наблюдения за поведением определить, есть ли у ребенка Аутизм на разных уровнях развития, в любом возрасте. В процессе наблюдения применяются предварительно подобранные ситуации, которые помогают диагностировать заболевание. Специалист наблюдает и оценивает общение, коммуникацию, социальные интеракции и многое другое. Ценность методики заключается именно в возможности оценить степень выраженности расстройств аутического спектра у ребенка любого возраста.
Процесс диагностики длится не более 45 минут. Во время ADOS психолог или коррекционный педагог дает ребенку увлекательные задания, которые побуждают его к общению или проявлению социального взаимодействия. Благодаря ADOS конечную оценку состояния ребенка можно получить сразу же после обследования. Результаты обязательно фиксируются в протоколах. Часто во избежание ошибок ведется видеонаблюдение.
Виды и классификация РАС
Существует несколько классификаций расстройств аутистического спектра (РАС), причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам:
  • Международная классификация болезней МКБ-11 — входит 7 уточняющих диагнозов.
  • Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) (используется в некоторых клиниках до сих пор).
  • Также используют понятия из МКБ-9 инфантильный психоз, синдром Канера.
  • DSM-5 - Использующаяся в США с 2013 года нозологическая система, «номенклатура» психических расстройств. Разрабатывается и публикуется Американской психиатрической ассоциацией. DSM-5 был опубликован 18 мая 2013 года, заменив DSM-IV-TR 2000 года.
Главным образом, изменения в DSM-5 объясняются новыми исследованиями в области психиатрии и достижениями в области нейронауки. Они также были внесены в ответ на общественные запросы. Многие решения были связаны с обеспечением лучшей совместимости с готовящейся к выходу Международной классификации болезней 11-пересмотра (МКБ-11) в 2022 году.
Помощь людям с РАС

Одним из ключевых разделов абилитации детей с РАС является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая все разделы и виды реабилитационной помощи наряду с медикаментозной терапией.

Какие методы коррекции применяются на сегодняшний день:

  • Психологическая коррекция
    Это самый важный вид коррекции. Он характеризуется достаточно широким спектром методик. Свою эффективность показала ABA-терапия.
    ABA-терапия во многом опирается на учение, зависящее от последствий, возникших после поведения.

    В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как:
    • процедура создания и подкрепления желаемого поведения;
    • метод обучения цепочек поведения;
    • методика обучения различению стимулов.
  • Нейропсихологическая коррекция
    Данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.
  • Работа с семьей и окружением ребенка
    Эта работа направлена на смягчение эмоциональной напряженности и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС также нуждаются в помощи, включающей в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов.
  • Психосоциальная терапия
    Это работа с самим ребенком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется все ярче по мере взросления ребенка с РАС.
  • Логопедическая коррекция
    Учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребенком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Он характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонематического и речевого слуха.
  • Фармакологическое лечение
    Помогает при сопутствующих патологиях, но не лечит аутизм. Назначается симптоматически, например, если заболевание сопровождается чрезмерным возбуждением, бессонницей или агрессией. Применение лекарственных препаратов также возможно при некоторых соматических особенностях, сопровождающих течение заболевания, например, при болевых ощущениях. Малая эффективность медикаментозного лечения обусловлена и тем, что препараты, способные воздействовать на расстройства аутистического спектра, еще не найдены.
Какие вопросы могут возникнуть у педагогов и сложности при обучении
В мире более 67 млн людей с РАС, и это число постоянно растет по данным известной международной организации Autism Speaks, занимающейся исследованием аутизма в США. В России проблема диагностики заключается в нехватке специалистов и отсутствии скринингов, поэтому статистика занижена. Это означает, что в классах обычной общеобразовательной школы могут быть недиагностированные дети с РАС. Учителя сталкиваются с трудностями при работе с такими учениками и должны знать специальные приемы для работы с ними. Большинство даже опытных педагогов теряются и не знают как себя вести. Зачастую учителю приходится одному справляться с обучением ребенка, так как в штате может не быть тьюторов, психологов и логопедов. Чтобы успешно обучать детей, необходимо знать и использовать специальные методики в работе с учащимися с РАС. Особенно эффективна для этих целей АВА-терапия или Прикладной анализ поведения (ПАП). В специализированных центрах можно пройти обучение и использовать методы для работы с детьми с аутизмом. Обучение доступно как профессиональным педагогам, так и родителям.
Для успешного обучения детей с особенностями развития необходимо решить несколько основных вопросов:
Когда неговорящий ребенок заговорит?
Некоторые дети никогда не смогут говорить, но это не значит, что они не могут общаться и передавать информацию. Существуют разнообразные системы альтернативной коммуникации, такие как жесты, письмо, печать и PECS . Благодаря этим средствам, дети могут отвечать на вопросы, выражать свои мысли, делиться интересами и общаться со своими друзьями. В школе необходимо создать условия, чтобы дети могли использовать все доступные средства коммуникации. Тогда отсутствие устной речи не будет являться препятствием для учебы и общения со сверстниками.
Не опасны ли дети с РАС для одноклассников?
Хотя агрессивность не является характерной чертой детей с РАС, они могут защищаться, если чувствуют угрозу или насмешку. Иногда поведение ребенка с аутизмом может выглядеть агрессивным, когда он пытается выразить свои неприятные ощущения, например, из-за сильных запахов или громких звуков. Важно помнить, что дети с потенциально опасным поведением не могут участвовать в общеобразовательном процессе в классе — при этом неважно, есть у них аутизм или нет.
А если нормотипичные дети начнут повторять слова и действия за детьми с аутизмом? Как этого избежать?
Другие дети могут периодически повторять действия своих одноклассников с расстройством аутистического спектра (РАС). Однако, они не будут его копировать, так как они уже сформировали свои собственные привычные формы поведения для аналогичных жизненных ситуаций.
Если у детей возникнут вопросы, почему их одноклассник с РАС ведет себя таким образом, важно объяснить им причины, рассказать о том, как можно помочь научиться вести себя правильно.
Зачем детям с аутизмом учиться в общеобразовательной школе? Может, им лучше в коррекционной?
Нахождение детей с РАС в обычной школе не дает гарантии эффективного обучения академическим навыкам. При этом, если создать специальные условия для таких детей, например, как ресурсный класс в комплексе с адаптированной программой, то освоение школьной программы и социализация будет намного быстрее и эффективнее.
Кроме того, детям, имеющим диагноз «Аутизм» в будущем придется жить в мире с обычными людьми и чем раньше они познакомятся, тем выше шансы, что они научатся жить вместе во взаимопонимании.
Как на обычных детей влияет совместное обучение с особыми?
Существует множество научных исследований ученых разных стран, посвященных инклюзивному образованию, которое уже долгое время практикуется. Они говорят о преимуществе такого образования, как для обычных детей, так и для детей с РАС. Например, выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность.

Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, который понимает непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам с обучением у здоровых детей. Если этого недостаточно, педагог может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса. В результате, выигрывают все дети.

В образовательных учреждениях, где дети уже с раннего возраста принимают особенности друг друга устанавливается атмосфера доверия. В будущем этот факт способствует развития таких качеств, как забота, доброта и взаимовыручка. В таких коллективах все дети чувствуют себя комфортно.
Важность поддержки и понимания для детей с аутизмом
Родители особых детей порой сталкиваются с негативом со стороны окружающих. Ребенок действительно может быть шумным, чересчур активным, бестактным, вести себя «невоспитанно». Важно помнить, что каждый ребенок с аутизмом уникален и требует индивидуального подхода. С помощью правильной тактики поведения, а также эффективно выстроенной терапии, можно добиться прогресса и улучшить качество жизни ребенка, его семьи и общества в целом.
Made on
Tilda