Метод прикладного анализа применяется в качестве терапевтического метода для людей с расстройством аутического спектра (РАС). Кроме того, есть информация о том, что данный метод применялся в образовании для повышения успеваемости, геронтологии, зож, промышленной безопасности, в спорте и прочих отраслях. На сегодняшний день Ава-терапия является одним из самых эффективных способов коррекции поведения при расстройствах аутического спектра благодаря интенсивной обучающей программе.
Впервые метод был использован для работы с детьми, имеющими диагноз РАС, докторов Иваром Ловаасом в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1963 году. За основу была взята идея, что поведение любого вида влечет за собой определенные последствия и, соответственно, если ребенку понравятся последствия — он будет постоянно повторять это поведение. При этом если последствия не понравятся, то ребенок не будет выполнять определенные действия. Все навыки, включая: речь, игры, умение смотреть в глаза и прочее — дробятся на мелкие блоки (действия), каждое из которых ребенок осваивает отдельно. Постепенно все разученные умения соединяются в цепь и образуют сложное действие. Курирующий взрослый регулирует и управляет деятельностью ребенка.
Целью методики является достижение желаемого поведения и доведения его до обычной рутины, привычного действия.
Чтобы помочь ребенку достичь требуемого поведения применяются подсказки и специальные стимулы для подкрепления. Навык считается закрепленным с момента выполнения его без ошибок в 80% случаев независимо от обстановки и человека, выдавшего задание. Одновременно могут быть освоены несколько не связанных между собой навыков, если педагог выстроил правильную систему постепенного и поэтапного усложнения программы.
Главной целью программы АВА-терапия является возможность дать ребенку способы самостоятельного изучения окружающего мира.