Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+7 (981) 023-9439
Что такое ABA-терапия и как она помогает детям с расстройством аутистического спектра
АВА-терапия является современным эффективным методом социальной адаптации и коррекции поведения ребенка при РАС. Программа помогает социализироваться и достичь уровня развития, соответствующего возрасту.
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ - это НАУКА, которая включает в себя набор методов и стратегий, разработанных на основе ЗАКОНОВ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, и направлена на работу по улучшению социально-значимого поведения ребенка, опирается на функциональный анализ и использует гуманные и этические подходы в изменении поведения ребенка.
Эффективность методики доказана исследованиями, которые проводились в группах детей с аутизмом. У многих появился шанс успешно адаптироваться в современном обществе благодаря кропотливой совместной работе педагогов и близких людей.
Что такое аутизм, и его симптомы у ребенка
Существует несколько теорий появления аутизма. Сложно сказать, болезнь это или нет, потому что дискуссии на тему до сих пор ведутся.
диагноз может проявляться нарушениями в социальных взаимодействиях, речевой дисфункцией, стереотипностью мышления и действий,
Как проявляется РАС в детском возрасте:
  • 1
    Аутизм проявляется в возрасте до 5 лет. В раннем возрасте (до 1,5 лет) клиническая картина — отсутствие реакции на папу и маму (не поворачивает голову, игнорирует зов), позднее «гуление», слабая жестикуляция, повторение однообразных звуков. Дети с расстройством аутистического спектра могут одинаково реагировать на знакомых и незнакомых взрослых, хотя обычно посторонние пугают малышей. Симптомы могут показаться смазанными и поставить диагноз «аутизм» ребенку не так просто. Однако, если родители почувствуют, что развитие у юного пациента сильно отличается от сверстников, лучше проконсультироваться с врачом.
  • 2
    У 2-летних малышей выявить нарушение легче: малыш мало говорит, имеет ограниченный словарный запас, повторяет фразы. Иногда он знает много слов — повторяет за взрослыми, но отреченно
  • 3
    В 3-летнем возрасте с расстройством аутистического спектра с трудом составляют сложные предложения из нескольких слов — навык отсутствует. Они повторяют фразы из 2-3 слов, часто неполноценных. Слова тоже могут состоять, например, только из несколько первых букв или похожих звуков. Взрослые могут заметить, что малыш сам дает названия предметам.
  • 4
    Ближе к 5 годам заподозрить аутизм у малыша можно по отсутствию абстрактного мышления. Ребенок не может, взяв палку, представить, что это меч, или катать машинку по полу, как по дороге. Отсутствует также типичное общение со сверстниками, которое характерно для этого возраста. Образование становится невозможным.
  • 5
    Позднее дети с аутизмом, очевидно, отстают от сверстников в развитии: плохо говорят, пишут, читают, считают, анализируют или не делают этого вовсе. Адаптация в социуме без специализированной коррекционной терапии становится невозможной. Если речь идет о высокофункциональном аутизме, когда хорошо развиты когнитивные функции — его достаточно сложно диагностировать. В этом случае ребенок хорошо говорит, читает, запоминает, интересуется разными областями знаний, но не понимает социальных правил, не умеет общаться со сверстниками и дружить. Часто людей с таким диагнозом по ошибке считают просто невоспитанными.
Причины возникновения у ребенка
В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, т. е. может развиваться вследствие нескольких факторов, но ни одна из них не доказана на 100%. Это лишь предположения ученых и медиков. Работы по изучению продолжаются и по сей день.
В последнее время ученые склоняются в большей степени к генетической теории.
Она предполагает, что заболевание может проявиться у ребенка при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.

Поствакцинальная теория появления
Данная теория не имеет научного подтверждения. Предположительно развитию расстройства предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживают связь между вакцинацией и проявлением особенностей поведения у ребенка.


Биологическая теория
В данной теории причиной появления выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у таких малышей имеет ряд структурных и функциональных особенностей.

Теория нарушения обмена веществ
Появление активных черт заболевания наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.

Опиоидная теория возникновения
В таком случае появлению симптомов предшествует попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.


Что такое ABA-терапия (Appled Behavior Annalysis)
Название ABA-терапия происходит от аббревиатуры applied behavior analysis — прикладной анализ. В основе лежит принцип «стимул-реакция-стимул», при котором ребенка поощряют за правильное, социально приемлемое поведение, чтобы его закрепить. Целью проведения терапии является приобретение отсутствующих навыков, которые соответствуют конкретному возрасту. Важно максимально приблизить развитие к типично развивающимся сверстникам. Примеры навыков, которые приобретаются при помощи методики: самостоятельно проводить гигиенические процедуры (мыть руки, чистить зубы), минимальный этикет за столом (самостоятельно есть, знать какие приборы для чего используются), самостоятельное одевание, произношение своего имени, адреса, не брать чужое без спроса, контролирование агрессии, прохождение образования и прочее.

Историческая справка: В 1987 году Ловаас опубликовал исследование «Поведенческое лечение и нормальное образовательное и интеллектуальное функционирование у молодых аутичных детей». Экспериментальная группа получала до 40 часов в неделю в обучающей обстановке 1:1, используя метод отдельных блоков.
Лечение проводилось дома с родителями.
Принципы ABA были использованы для мотивации обучения и снижения нежелательных реакций.
Результаты этого исследования показали, что 47% экспериментальной группы (9/19) был снят диагноз аутизма благодаря АВА.
Эти достижения были сохранены специалистами, как сообщалось в исследовании 1993 года (статьи) «Долгосрочные результаты для детей, которые получили раннее интенсивное поведенческое лечение».

При знакомстве с семьей АВА-специалист выясняет, какие навыки развиты на данный момент у ребенка и какие проблемы есть с поведением, чтобы понять, как дальше работать. Далее рассказывает, что такое прикладной анализ, как проходят занятия, объясняет, какие навыки развиваются в первую очередь. Например, если малыш не может сам расстегнуть куртку или попросить попить, нужно научить его этому, потом терапия предполагает переход к более сложным вещам — общению со сверстниками, умению адаптироваться в разных ситуациях, далее счету, письму. Для начального и дошкольного образования детей с РАС необходима альтернативная программа, которая учитывает их особенности. В рамках такой программы проводятся различные этапы обучения, которые помогают развивать навыки, необходимые для желаемого будущего.
Программа АВА-терапии направлена на увеличение самостоятельности, обучение базовым навыкам, которые помогут жить полноценной, самостоятельной жизнью.

Принципы, методы и суть программы АВА
Главная задача Ава-терапии — создать мотивацию к обучению, то есть желание учиться, в дальнейшем работать. Фундамент метода — изучение влияния факторов окружающей среды на детей с расстройством аутистического спектра и создание среды, которая максимально способствует обучению.
Все занятия выстраиваются таким образом, чтобы юный клиент захотел выполнять определенные действия, при этом педагог постоянно поддерживает их актуальность. Это не означает, что ребенок всегда делает то, что ему хочется. Психолог, логопед, АВА-терапевт, постоянно ищут поощрения, благодаря которым малыш будет готов заниматься без нежелательного поведения. (Нежелательные реакции — то, что мешает учебе и взаимодействию с окружающими. Например, когда ребенок кричит, убегает, стучит по столу).

При таком подходе обучение идет быстро и эффективно. Аба-терапия помогает выстроить причинно-следственную связь. На занятиях АВА игнорируются неудачи и поощряются победы. Часто в начале обучения пациенты с РАС равнодушны к социальной похвале, поэтому специалист поощряет тем, что для него значимо, что он любит. В результате ученик хочет выполнять действия, за которыми следует награда — формируются полезные навыки. Если маленький клиент не выполняет действие, награда отсутствует. Обычно занятие проходит так: терапист несколько раз показывает действие, просит повторить. Если ребенок повторяет, педагог поощряет его (дает игрушку), если не повторяет — игнорирует.

Интенсивная обучающая программа АВА-терапии может включать разные принципы, алгоритмы, техники развития познавательной сферы, мелкой моторики, речи.

Ценность АВА-терапии
Аутизм является специфическим заболеванием, при котором отсутствует желание социальной коммуникации. При этом большинство навыков формируется именно в процессе общения. Так как оно отсутствует и дети с РАС к нему абсолютно не стремятся — возникает отставание в развитии.
После обучающего курса АВА -терапии качество жизни семьи сильно меняется: ребятишки начинают лучше общаться со сверстниками, легче усваивают школьные предметы, избавляются от самоагрессии, агрессии к другим людям, осваивают нормы социального поведения. Успехом при АВА-терапии считается результат, при котором ребенок может сам позаботиться о себе без вмешательства взрослых в соответствии с возрастом и отсутствуют критические отклонении в поведении.
Если вовремя поставить диагноз, найти хорошего специалиста по прикладному анализу (АВА) и заняться обучением, можно достичь положительных результатов. Многое зависит от семьи: некоторые до последнего отрицают проблему, чем усложняют ситуацию. Своевременное обнаружение проблемы и начало работы с ней обуславливают успех коррекции, поэтому крайне важно как можно скорее обратиться за помощью.
ABA-терапия начинается с диагностики, во время которой важно выявить:
· Что малыш умеет.
· Чему ребенок должен научиться на занятии.
· Какие есть преграды в обучении и навыках поведения.

Для диагностики применяются тесты — их результаты специалист использует для составления программы АВА терапии и выбора методик. Задача тестов — установить, соответствует ли выявленный уровень мышления, речи, двигательных функций возрасту.
Сколько времени потребуется заниматься, чтобы достичь максимального результата
Особое значение имеют первые встречи на занятиях, во время которых важно заинтересовать, замотивировать ребенка.. Можно силой усадить его за стол, заставить что-то делать, но нужных результатов при этом не добиться.

Начало обучения тоже необходимо, чтобы исходило из мотивации и поощрения (обязательные статьи), как и все дальнейшие действия тераписта. У родителей есть все шансы приблизить юного пациента к типично развивающимся сверстникам. Для этого нужно с раннего возраста заниматься со специалистом по индивидуальной программе несколько раз в неделю. Лучшие результаты дают занятия не менее 40 часов в неделю. Дома родители закрепляют полученные знания. По данным научных исследований американских специалистов, если нет явных органических нарушений ЦНС, диагноз “аутизм” может быть снят. Конечно, все очень индивидуально и важно исключить перерывы, выходные и длинные отпуска, чтобы не допустить регресса в обучении.
Взаимодействие с родителями ребенка при АВА-терапии
Взаимодействовать с родителями специалист должен с первой встречи. Сначала нужно выяснить, почему они привели сына или дочь на терапию, что он (-а) умеет, какие проблемы замечают взрослые, какие цели преследуют. Жалобы могут быть разными: от «он не говорит» или «ходит в туалет в штаны» до «у него нет друзей» или «получает одни двойки». После уроков АВА-эксперт дает обратную связь, рекомендации, может выяснить что-то у близких: если на терапии ребенок показывает успехи, а дома не может продемонстрировать навык, стоит выяснить, что мешает.
Значение родителей не переоценить. Чем больше родители взаимодействуют с малышом, стараются дать ему больше знаний, тем лучше для него и для семьи. Нужно, чтобы все окружение мальчика или девочки, включая воспитателей, учителей в школе, близких, обобщало знания, полученные на обучении, помогало освоить новые навыки поведения, подкрепляло или игнорировало действия. Чем больше людей вовлечено в АВА терапию, тем быстрее последует нужный результат.
В качестве заключения
Аутизм - это расстройство развития и поведения, которое касается каждого 50-го ребенка. Основные последствия аутизма связаны с нарушением общения, взаимодействия и социализации. Необходимо прорабатывать дисциплины, которые помогают детям с аутизмом обучаться в условиях длительного внимания и обработки информации. Каждому ребенку необходима коррекционная программа, которая подходит к его уровню развития.

ABA-терапия — один из наиболее эффективных методов коррекции поведения. Метод направлен на освоение навыков, стимулирование когнитивных, двигательных или речевых функций и необходимую социализацию ребенка. Занятия приводят к улучшению качества жизни. Психотерапия и образование в рамках специальных центров помогают развивать возможности таких детей. Команда специалистов работает над обучением детей самообслуживанию, общению и другим навыкам поведения. Для этого используются различные приемы и методы.

К сожалению, не все знают о возможностях и условиях, которые предоставляются для детей с РАС. Не стесняйтесь звонить в центры помощи и задавать свои вопросы. Внимание к этой проблеме может помочь сделать общество более доброжелательным к детям с данным заболеванием.

Ранняя диагностика на консультации у специалиста, правильно составленная программа, профессионализм педагогов, логопедов, психологов, помощь близких позволяют достичь высокой результативности при регулярных встречах.

В нашем центре ава-терапии мы придерживаемся политики конфиденциальности, которая защищает персональные данные наших клиентов. Мы не предоставляем информацию о наших клиентах третьим лицам без их согласия. Все специалисты имеют высокую квалификацию и опыт работы с детьми с аутизмом. Используем различные методы терапии, включая игровую , поведенческую, логопедическую и прочее . Мы уверены, что наши специалисты смогут помочь вашим детям достичь положительных результатов в развитии.
Если вы хотите узнать больше о нашем центре, вы можете посетить наш сайт или позвонить нам по телефону. Мы будем рады ответить на любые ваши вопросы.

Made on
Tilda