Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+7 (981) 023-9439
Подготовка детей с аутизмом к школьному обучению
Для ребенка с диагнозом “аутизм” переход к обучению в образовательном учреждении может стать настоящим вызовом и спровоцировать сильнейший стресс. Подготовка к школе требует индивидуального подхода, который учитывает особенности каждого ребенка. Важно не только помочь детям с РАС научиться базовым навыкам самообслуживания, но еще и адаптироваться к занятиям в общеобразовательной школе.
В данной статье мы рассмотрим профессиональный подход не только к подготовке детей с аутизмом к школьной жизни и обучению, но еще и поговорим о роли родителей и педагогов на данном этапе.
Организация занятий и развитие моторики ребенка
Все дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) обучаемы и имеют предпосылки для интеллектуального развития. Аутизм не характеризуется отсутствием интеллекта или умственной отсталостью. Такие дети могут научиться читать и писать, а также могут быть подготовлены к занятиям в общеобразовательной школе исходя из особенностей поведения. Для этого необходимо с младшего возраста ребенка проводить поэтапную работу по становлению внимания, памяти, речи, освоению навыков чтения, письма, счета и формированию учебного поведения.

О работе по подготовке детей с РАС писали представители отечественной школы дефектологии, западный исследователи и современные специалисты. Например, Л.С. Выготский говорил о единстве аффекта и интеллекта, о зоне ближайшего развития ребенка, потребности создания «обходных путей», специфичных методов и возможностей разрешения традиционных задач в образовании применительно к каждому этапу развития ребенка в определенном возрасте. Д.Б. Эльконин писал о развивающем характере начального обучения.

Важными составляющими являются: форма занятий, место, наличие специальных индивидуальных и групповых программ, вовлеченность родителей и команды специалистов, вид последующего обучения ребенка.
Педагог устанавливает эмоциональный контакт и только после этого приступает к проведению занятия. Требования к организованности, произвольному сосредоточению пока не предъявляются, потому что, в первую очередь, преследуются цели:
— сформировать в ходе работы положительную эмоциональную установку у ребенка по отношению к занятиям;
— постепенно закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению урока.

Полезна специальная практика по крупной моторике, целью которой является работу по формированию способности к сознательному управлению телом. Физические нагрузки нужны для поддержания психофизического тонуса, снятия напряжения. Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается и на мелкой моторике. Основная помощь ребенку состоит в передаче моторного стереотипа действия, т. е. мы манипулируем руками малыша: например, вкладываем кисточку, карандаш в его руку и ею рисуем. Можно использовать любые традиционные формы деятельности для совершенствования мелкой моторики: гимнастику и специальные игры для пальчиков, лепку, рисование, аппликацию, нанизывание бус.

Развитие внимания, восприятия, памяти при подготовке ребенка к школе


Следует совершенствовать способность детей с РАС к произвольному сосредоточению и длительному удержанию внимания на совместной деятельности при работе со взрослыми. Тут важно сосредоточить внимание на том, что делают в определенный момент. Необходимо разрушить сложившийся стереотип аутостимуляции.
При подготовке ребенка к образованию необходимо уделить внимание произвольности восприятия и памяти. Часто малыши с аутизмом обладают способностью к моментальному восприятию и запоминанию сложных объектов и конструкций, длинных стихотворных текстов, рассказывают о событиях многолетней давности. Однако при этом не могут опознать и назвать простой предмет, то есть обладают хорошей непроизвольной памятью, непроизвольным восприятием, но при этом присутствуют сложности при произвольной организации восприятия и запоминания. Информация, организованная по какому-то формальному признаку, воспринимается и запоминается ими достаточно легко (о форме, цвете, размере, видах объектов, явлений природы).
Сложнее, порой, донести информацию о том, как устроена жизнь в семье, как относятся друг к другу родные и близкие люди, почему есть правила, которые необходимо выполнять.
Одним из важнейших факторов, влияющих на успешность обучения ребенка является развитая речь. Задержка речи может в значительной степени тормозить процесс обучения и осложнять его. Опыт работы в области коррекции и знание специфики интеллектуального и эмоционального недоразвития у детей с ранним детским аутизмом позволяет утверждать, что все дети с РАС могут обучаться и имеют потенциал для дальнейшего интеллектуального развития.
Нужно понимать, что внимание не должно считаться навыком, присутствие которого у любого ребенка является само собой разумеющимся. Может быть так, что ребенок просто не знает, как нужно оставаться внимательным. В таком случае, как раз и прибегают к методике АВА для обучения ребенка данному навыку.
В целом АВА-терапия предполагает использование поведенческого момента — это означает, что детям предоставляется возможность быть успешными до того, как к ним выставляются требования или дается задание к выполнению. Если проводится АВА-сессия и ребенок ведет себя невнимательно, ребенку дают инструкцию к выполнению уже освоенных им задач, например, "Похлопай в ладоши", "Встань" и другие. Затем достают учебные материалы или карточки и начинают работать. При этом усиливают выполнение уже освоенных задач. Таким образом, у ребенка формируется поведенческий цикл «просто (поощрение) + просто (поощрение)» прежде, чем произойдет переход к более сложным задачам, что увеличит вероятность того, что ребенок останется внимательным к процессу обучения.


Важно:
  • 1
    Вести себя весело и увлекательно. Лучший способ привлечения внимания всегда зависит от конкретного ребенка. Однако есть вещи, которые срабатывают чаще остальных. Например, в случае детей младшего возраста в начале сессии можно поиграть в обратный отсчет, борьбу на руках, в бег к столу наперегонки. В случае детей старшего возраста и более высокофункциональных можно предлагать действия на выбор (например, "Сейчас займемся подбором пар или же сначала поиграем в цифры?"). Таким образом, ребенок оказывается задействованным в структуру сессии, и он остается внимательным к вам.
  • 2
    Улавливать или искусственно воссоздавать мотивационные операции. Улавливание мотивации ребенка всегда приведет к получению внимания с его стороны. Поэтому стараются начинать сессию с проведения оценки предпочитаемых поощрений, чтобы увидеть, что будет мотивировать ребенка во время занятия.
При правильной коррекционной работе, начатой вовремя, дети могут быть готовы к обучению по программе массовой школы. Даже неговорящие дети могут освоить навыки самообслуживания и бытовые навыки, а также научиться читать и писать, что дает им новые возможности для коммуникации и личностного развития.
Понимание речи и умение ей активно пользоваться
Так как для любого ребенка в том числе и с РАС начало учебы в школе является серьезным и важным шагом, требуется психологическая работа по подготовке. Важна именно готовность к началу школьной жизни, при этом наличие навыка адаптации к новым условиям и умение работать в группе является обязательным. Кроме того, у ребенка с аутизмом может быть не нарушено восприятие разговора и соотнесение слова с объектом, а также происходит осознание смысла, сказанного в принципе. Основная трудность лежит в сфере произвольной организации собственной речевой реакции. Ава-терапия является действенным методом не только коррекции нежелательного поведения, но и развития речи.
Как это работает:
Детям с заболеванием аутизм бывает сложно понимать учителя, когда он обращается не к конкретному ученику, а к группе в целом. Особенно это затрудняет общение для детей с сильной задержкой речевого развития и проблемами в коммуникации. Они не могут попросить о помощи или объяснении, что может сказаться на их успеваемости, работе с преподавателем и понимании материала.
Чтобы развить навыки общения у неговорящего ребенка используется система альтернативной коммуникации, которая представляет собой набор специализированных карточек ПЕКС или система жестов. Речевые звуки тоже особенные. Они выбраны не по онтогенезу, а по субстесту "Оценка ранних эхо-навыков", но, в принципе, онтогенезу не противоречат.
Для базового навыка предлагаются: а-а, бе-е, ам, ва-ва, оп, му, папа, мама, бай, ой, би-би, ав, ме-е, ай, фу, ту-ту, мой, баба, бух, не, пи-пи, бум, там, ух, ну-ну.
При работе с неговорящими детьми логопед/терапист должен использовать просьбы, которые понятны ребенку любого уровня сложности. Важно называть вещи своими именами, без облегчений вроде "бибика" или "ляля". Если ребенок хочет попросить мороженное, ему следует научиться произносить хотя бы первый слог "мо" или использовать карточки.
На первых занятиях терапист налаживает сотрудничество с ребенком и демонстрирует, что за выполнение заданий можно получить жетоны и призы. В начале занятий ребенок может просто собирать жетоны, а затем получать их за выполнение заданий. Только после этого начинается настоящее обучение.
С помощью данного метода дети с РАС имеют возможность освоить развернутую речь, научиться использовать простые предложения или жесты. Смогут выражать свои мысли и потребности. Это позволяет в значительной степени облегчить пребывание в образовательном учреждении и в целом повысить качество жизни.
Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма и счёта
Обучение письму
Чтобы научить читать и писать, нужно начинать работу с учебной мотивацией и заниматься в условиях максимально приближенных к школьным. Важно, чтобы дети занимались за партами и учились соблюдать правила поведения на уроке: быть внимательными к словам учителя, отвечать у доски, при необходимости поднимать руку, чтобы задать вопрос, реагировать адекватно на звонок и не пугаться его. При этом у каждого должен быть свой рюкзак со школьными принадлежностями для работы на занятиях.
Обучение письму проводится постепенно начиная с небольших занятий. Ребенок учится работать в прописях, учит буквы и цифры. Все это происходит по методике прикладного анализа. Ребенок приобретает нужные для учебы навыки работая по системе анализа поведения и поощрений за желательное и игнорировании нежелательного поведения. Если ребенок в принципе неговорящий, да еще с признаками моторной алалии, то первый месяц ему будут предлагать в основном неречевые задания. Это маленькая хитрость, ведь такие задания на порядок легче и способствуют укреплению сотрудничества. Ребенок будет их выполнять и радоваться от собственного успеха и вознаграждения. А речевые и письмо будут добавляться постепенно и по чуть- чуть в конце занятия.
Обучение счету
Показывая ребенку с РАС счёт, следует помнить, что он может и считать механически, не соотнося цифры с количеством, не осознавая реального смысла счета. Поэтому нужно начинать со сравнения количеств, соотнесения цифры и числа предметов.
Подготовка руки дошкольника к письму связана с необходимостью оттачивания произвольных ручных движений, трудных из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Любые моторные навыки надо начинать отрабатывать, манипулируя его руками. Данным способом мы переедаем ему «моторный образ» или другими словами — двигательный стереотип написания какого-либо графического элемента.
Роль семьи при подготовке к школе
Путь познания окружающего мира маленький человек с диагнозом проходит только вместе с родными и близкими людьми. Важны понимание, время на адаптацию, терпение, помощь со стороны родных, друзей и окружающего общества в целом. Позиция родственников не может быть только наблюдательной. Родители являются главными союзниками педагогов в образовании.
Существуют несколько вариантов включения ребенка с РАС в систему образования:
1
коррекционная школа, если у ребенка есть умственная отсталость. Если интеллект сохранен, занятия в таких школах не предполагаются.
2
общеобразовательная школа, если это соответствует его познавательным возможностям и особенностям поведения, или индивидуальное, надомное обучение;
3
семейное образование — частные коммерческие школы или приглашение педагога по времени на дом;
4
дистанционное образование — занятия с педагогами посредством онлайн-коммуникаций: скайп, zoom и другие. Ребенок занимается с учителями через интернет;
5
класс КРО (коррекционно-развивающее обучение) с целью обеспечения процесса коммуникации и освоения общеобразовательной программы. Вариант уже устаревший, но еще применяется в системе образования для детей с РАС. Классы КРО изначально были организованы для людей с другими различными заболеваниями и нарушениями. Не всем группам с аутизмом подходит КРО. Поэтому на смену данному варианту пришел следующий;

6
ресурсный класс (РК) — это специальная современная образовательная модель, которая позволяет ребятам с аутизмом получать знания вместе с типично развивающимися сверстниками.
Ресурсные классы (РК)
Ресурсные классы для детей с аутизмом представляют собой специальные классы в обычных школах, созданные для того, чтобы предоставить детям с аутизмом индивидуальный подход к обучению и коррекции. В таких классах используются специальные методы и техники, позволяющие максимально эффективно работать с детьми с данной особенностью развития.

Цель РК — помочь реализовать законное право детей с заболеванием “Аутизм” на доступное качественное образование.

Ресурсный класс — это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности, могут обретать дополнительную помощь в соответствии со своими нуждами. Это не отдельный коллектив, а зона, где готовятся к нахождению в обычном классе. Особенные мальчики и девочки зачисляются в общеобразовательный, но заниматься начинают в РК. Здесь учатся слушать педагога, отвечать у доски, взаимодействовать с другими. Затем, по мере адаптации, посещают уроки в обычных классах.

Дети из РК посещают по возможности занятия с одноклассниками и общие мероприятия — праздники, концерты, соревнования. Приглашают нейротипичных сверстников в РК. Особенных школьников необходимо включать в коллектив последних. Нейротипичные сверстники — пример для подражания. Пребывание в массовой школе дает возможность маленькому человеку с особенностями чувствовать себя обычным, как его друзья или одноклассники.

В течение учебного дня проводятся:
- индивидуальные и коллективные занятия в РК
- уроки в общеобразовательном классе
- коррекционные занятия с логопедом, психологом, дефектологом.
Для достижения цели в ресурсных классах применяется:

1. Обучение с помощью ПАП (Прикладной анализ поведения) (англ. Applied behavior analysis, ABA) — научный метод, доказавший свою эффективность в обучении детей с РАС. С помощью данной методики дети осваивают академические навыки, учатся, как вести себя в обществе, в результате чего у многих детей с РАС повышаются шансы стать самостоятельными и адаптироваться к жизни. ПАП (АВА) — подход, который помогает корректировать нежелательное поведение, практически использовать социально-бытовые, коммуникативные навыки без негативной реакции.

2. Ресурсные группы в дошкольных заведениях дают возможность малышам с РАС посещать детский сад. Раннее педагогическое вмешательство и создание инклюзивной среды во время обучения (условий для социализации и адаптации людей с особенностями здоровья в обществе) значительно смягчает симптомы диагноза и адаптирует к социуму.

В большинстве случаев у пришедших в школу оказывается несформированным само учебное поведение. Это связано с протестом к условиям педагогов, несоблюдением правил.
Поэтому посещение специализированных индивидуальных или коллективных уроков в РК необходимо для появления своеобразного стереотипа учебного поведения, которое включает в себя навыки:
• социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками;
• работы в группе по времени;
• следования групповым правилам.

Команда РК
Главный ресурс этой модели обучения детей с РАС является команда педагогов, владеющих методами обучения детей с особенностями, основанными на ПАП.

Команда состоит из:
• тьютора для каждого ребенка;
• учителя;
• куратора;
• супервизора.

У каждого школьника РК индивидуальная, адаптированная программа. В ресурсной зоне вначале узнают правила учебного поведения: как слушать педагога, как взаимодействовать со сверстниками. Затем постепенно выходят в общеобразовательные классы вместе с тьютором – индивидуальным помощником на короткое время на разные уроки. Тьютор помогает выполнять упражнения, обращать внимание на учителя, выполнять общие инструкции. Такой «дуэт» может трудиться «один на один», отрабатывая текущие школьные темы, которые сложны ученику с РАС для освоения в общеобразовательном классе.
Ведущие роли в тестировании, написании индивидуальных программ играют куратор и супервизор. Это дипломированные педагоги, которые обладают обширными знаниями и опытом в области ПАП.
Подготовка к школе для будущих учеников РК
Чем лучше дети подготовлены к обучению в школе, тем легче им пройти все этапы адаптации, даже, если они пойдут учиться в ресурсный класс. Если ребенок:
  • умеет заниматься за партой,
  • слышит фронтальные инструкции учителя,
  • спокойно реагирует на тьютора и одноклассников,
  • готов к новому
Ему будет проще влиться в любой коллектив и принять незнакомые правила. А, значит, процесс обучения будет идти быстрее и эффективнее.

Родители сами выбирают, какой вариант образования наиболее предпочтителен. Но необходимо помнить, что к любой форме следует готовиться.

Создание разнообразных форм коллективного взаимодействия членов семьи, а также активное включение родителей в психолого-педагогический процесс — непременное условие успешной интеграции детей в общество.

Made on
Tilda