Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
г. Санкт-Петербург ул. Заозерная, д. 3, к.2, стр. 1
my@diadaspb.ru
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Оставьте свой номер телефона, и мы перезвоним вам
Или свяжитесь с нами самостоятельно
+7 (981) 023-9439
Прикладной анализ поведения
(англ. Applied behavior analysis, ABA)
Прикладной анализ поведения является научной дисциплиной, которая предполагает применение теории научения для изменения поведения. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующие и поддерживающие человеческое поведение.
Область применения
Метод прикладного анализа применяется в качестве терапевтического метода для людей с расстройством аутического спектра (РАС). Кроме того, есть информация о том, что данный метод применялся в образовании для повышения успеваемости, геронтологии, зож, промышленной безопасности, в спорте и прочих отраслях. На сегодняшний день Ава-терапия является одним из самых эффективных способов коррекции поведения при расстройствах аутического спектра благодаря интенсивной обучающей программе.

Впервые метод был использован для работы с детьми, имеющими диагноз РАС, докторов Иваром Ловаасом в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1963 году. За основу была взята идея, что поведение любого вида влечет за собой определенные последствия и, соответственно, если ребенку понравятся последствия — он будет постоянно повторять это поведение. При этом если последствия не понравятся, то ребенок не будет выполнять определенные действия. Все навыки, включая: речь, игры, умение смотреть в глаза и прочее — дробятся на мелкие блоки (действия), каждое из которых ребенок с аутизмом осваивает отдельно. Постепенно все разученные умения соединяются в цепь и образуют сложное действие. Курирующий взрослый регулирует и управляет деятельностью ребенка.

Целью методики является достижение желаемого поведения и доведения его до обычной рутины, привычного действия.

Чтобы помочь ребенку с аутизмом достичь требуемого поведения применяются подсказки и специальные стимулы для подкрепления. Навык считается закрепленным с момента выполнения его без ошибок в 80% случаев независимо от обстановки и человека, выдавшего задание. Одновременно могут быть освоены несколько не связанных между собой навыков, если педагог выстроил правильную систему постепенного и поэтапного усложнения программы.
Главной целью программы АВА-терапия является возможность дать ребенку способы самостоятельного изучения окружающего мира.

Что представляет собой проблемное поведение детей с аутизмом и как оно проявляется
Проблемное или нежелательное поведение — это нетипичная реакция на внешние факторы и раздражители, которые могут помешать учебе и жизни в обществе.

Нежелательное поведение может проявляться в виде:
  • крика;
  • агрессии к себе и окружающим
  • самостимуляции — махи руками, прыжки, раскачивания;
  • обсессивно-компульсивного поведения и стереотипов;
  • отсутствие реакций, необходимых для эффективного обучения (усидчивости, внимания и прочего).
Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок не такой, как остальные дети, обычно в раннем возрасте. Психологические особенности у детей с РАС проявляются в невозможности установить контакт при общении. Такие дети могут не распознавать эмоции, игнорировать существование других людей, даже своих родителей и родственников.
Каких успехов можно добиться с помощью Прикладного анализа поведения (АВА-терапии)
Специалисты знают, что раннем возрасте работа над нежелательным поведением наиболее эффективна. Это объясняется тем, что НП еще не закрепилось и ребенку намного проще будет адаптироваться и справиться с отрицательными проявлениями в виде агрессии или самоагрессии.
Мнения родителей совпадают с подходом педагогов. Вот основные выдержки из отзывов тех, кто водил своих детей на занятия по АВА:
· Улучшение коммуникативных навыков.
· Нормализация адаптационного поведения.
· Повышение обучаемости.
· Снижение поведенческих отклонений.
Этапы обучения детей с аутизмом, с помощью АВА
АВА-терапия подразумевает в самом начале диагностику и сбор анамнеза, опрос родителей. После того как будет видна картина целиком, начинается обучение.
Этапы, которые проходит ребенок:
1
Часто первые упражнения направлены на развитие навыка понимания речи. Педагог дает ребенку задание. Например, поднять руку. Специалист говорит слолва: «Вася, подними руку» и сразу дает физическую подсказку — поднимает руку ребенка вверх, а через секунду награждает за правильное действие. После нескольких совместных попыток ребенок повторяет действие без подсказки. При этом специалист произносит инструкцию и ждет самостоятельного выполнения. Если ребенок без подсказок справляется с заданиями, его хвалят и вознаграждают. Если ребенок не справляется с заданием, ему дают подсказку. Упражнение заканчивается, когда ребенок выполняет правильно задание без подсказки в 80% случаев.
2
Следующим этапом идет закрепление материала. Например, после того как ребенок осваивает задание «кивни головой», упражнения начинают усложняться. Педагог чередует выученные действия в произвольном порядке. Например: кивни головой, подними руку, похлопай в ладоши, кивни головой и другие. На данном этапе задания считаются усвоенными, если в 80% случаев ребенок верно все выполняет. Можно переходить к третьему этапу.
3
Третий этап заключается в обобщении и закреплении. Полученные навыки генерализируют. Когда ребенок смог накопить достаточное количество нужных стимулов для выполнения упражнений их проводят в непривычных местах (улица, кухня, магазин). После того, как ребенок адаптируется происходит добавление новых людей. Просьбу произносят мама, папа или бабушка.
4
Завершающим этапом является понимание новых заданий самостоятельно. При этом дополнительная обработка не применяется. Ребенку с аутизмом дают задание «закрой окно», показывают пару раз и он повторяет.
Эффективность АВА-терапии заключается в регулярности. Для достижения положительной динамики в раннем возрасте рекомендуется заниматься не менее 30-40 часов в неделю. При этом отслеживание как положительных, так и отрицательных результатов происходит постоянно. Это дает возможность вовремя скорректировать тактику ведения терапии.
Занятия лучше начинать до момента, как ребенок достигает школьного возраста. Если вовремя сформировать важные социальные, коммуникативные и академические навыки, ребенку будет намного легче адаптироваться в обществе, жить полноценной жизнью. Дети с РАС, благодаря прикладному анализу, имеют возможность обучаться в обычных школах вместе со здоровыми детьми, умеют обслуживать себя и успешно проходят этап социализации.
Какие методы применяются в АВА-терапии
Специалисты проводят занятия последовательно на протяжении нескольких часов. В течение одного дня последовательно могут проводить занятия два или три специалиста. Суммарно терапия может достигать 5-6 часов в день, например, на интенсивных курсах. Все действия и результаты записываются в качестве отчета в индивидуальный журнал работы с ребенком. Это позволяет производить корректировку действий специалистов. Также проводятся групповые занятия до 10 человек.
Для достижения максимального эффекта нужно, чтобы родители были полноценными членами команды, работающей с ребенком. Воспитывать ребенка с аутизмом, опираясь на поведенческие принципы обучения и помогали ему обобщать все навыки, которые он приобрел, работая по программе в центре.
Программу можно проходить как в центре, так и дома под курацией опытного поведенческого аналитика. Хотя, конечно, лучше не ограничивать ребенка в домашних условиях. Так он не сможет полноценно освоить важные навыки — общение со сверстниками, педагогами, разными людьми.
Прикладной анализ подходит для тяжелых форм аутизма, детей с синдромом Дауна, а также при интеллектуальной недостаточности.
Какие методы достижения цели применяются
Прикладной анализ позволяет обеспечить поддержку и помочь в развитии детям с ограниченными возможностями здоровья сразу в нескольких направлениях:
· Обучение новым навыкам, которые заменяют нежелательное поведение. Например, социально приемлемые формы выражения протеста: вместо крика и плача — спокойное «Нет», «Не хочу».
· Повышение внимательности при выполнении определенных действий.
· Оказывает положительное влияние на отношение окружающих к ребенку с РАС, ведь некоторые реакции даже самих родителей могут непреднамеренно спровоцировать нежелательное поведение.
· Повышение социальных и академических навыков, так как педагоги самообслуживанию, общению, чтению, письму и счету.
· Улучшение когнитивных навыков.
АВА-терапия эффективна для любого детского возраста, но если начать раньше, то конечный результат будет намного лучше. Важно не просто помочь освоить базовые навыки, а еще и научить переносить правильную модель поведения в разные жизненные ситуации. Именно поэтому так важна помощь родителей на всех этапах программы.
Как строится план коррекции нежелательного поведения
В первую очередь важно понять причину НП, чтобы его ослабить. Педагог составляет специальную таблицу, в которой описывает связь проблемного поведения с окружающей средой ребенка. Смотрит, что было до поведения, как проявилось (что именно делала ребенок?), сколько длилось, что произошло после и как именно.

Например: НП — щипание.
Мама сказала Васе: «Посчитай кубики». Вася ущипнул ее за руку 2 раза. Мама сняла задачу, включила Васе мультик.

Поведенческий аналитик оценивает функцию поведения. Выдвигает гипотезу и проверяет ее. Например, в данном примере, скорее всего функция поведения — избегание. Васе не хочет выполнять задание — щипает маму — получает поощрение (снятие требований + любимы стимул мультик). Если не изменить эту схему, поведение будет повторяться снова и снова. Педагог АВА знает, как изменить эту ситуацию и снизить НП щипаться до нуля.

Почему метод прикладного анализа так востребован сегодня
На сегодняшний день не существует более эффективной методики помощи детям расстройствами аутического спектра, чем ПАП (прикладной анализ поведения). Согласно исследованиям доктора Ивара Ловааса, Чарльза Фестера и некоторым современным исследованиям по всему миру, половина детей, поведение которых было скорректировано при помощи АВА, смогли обучаться в обычной школе. При этом у 90% детей прошедших курс терапии наблюдалось улучшение общего психологического состояния, а также появилась возможность последовательного развития и социализации.
Метод прикладного анализа позволяет помочь даже тем детям, которые не получили помощи в раннем возрасте. Опытные поведенческие аналитики работают с детьми школьного возраста и подростками.
Как добиться максимального результата
Важно, чтобы АВА-терапия не прекращалась и проводилась регулярно без перерывов. Это важный этап в жизни семьи, когда вложенные ресурсы приносит максимум результата.
Родителям важно физически и морально подготовиться к вопросу полной отдаче. Лучше не допускать длительных перерывов или ослаблений, так как это влечет за собой ухудшение результата. Одним из главных направлений должна стать мотивация. Для детей с различными ограниченными возможностями бывает очень сложно ее определить. Поиск мотивации — постоянная задача родителей и педагогов. Но есть в этом и плюсы — всегда есть возможность наилучшим образом узнать своего ребенка, понять, что ему нравится, научиться предугадывать его эмоции. Не каждый «обычный родитель» настолько понимает своего ребенка, близок с ним.
Есть аналоги у данного метода
На самом деле аналогов у данной методики нет. Ава-терапия единственная на сегодняшний день наиболее эффективная система помощи детям с РАС. Ее использование приносит результаты. Именно метод прикладного анализа зарекомендовал себя как самый надежный и безопасный как для ребенка, так и для окружающих его близких людей. Существуют и другие способы коррекции, которые широко применяются в современном мире, но они менее эффективны. Часто родители, используя другие методики, не могут отследить результаты документально, увидеть прогресс До/После. В АВА-центре вы можете на руки получить тестирования и графики развития, увидеть изменения в цифрах.

Все дело в регулярности и правильно выстроенной тактике ведения занятий. В отличие от других методов АВА базируется на мотивации. Ребенок понимает, что если он будет себя вести нужным образом, он получит желаемое, неважно, что именно: сладость, игрушку, похвалу или любимое действие — попрыгать на батуте, например.

Основываясь на четкой структуре метод прикладного анализа признан эффективным во всем мире. Даже несмотря на то, что у метода есть противники, считающие АВА дрессировкой и игнорированием потребностей ребенка, с течением времени мнения меняются. В современном ПАП очень много внимания к ребенку, понимания его потребностей, выстраивания отношений через партнерство. Это общая тенденция в воспитании детей и так как АВА не зашоренный подход, а постоянно развивающийся, специалисты реагируют и стараются сделать обучение ребенка максимально комфортным, приятным и эффективным.

АВА — это набор работающих, проверенных инструментов, которые помогает детям в самых сложных случаях поведения. Делает жизнь легче и проще. А значит, помогает и родителям, и окружению, и обществу в целом.

Сегодня люди с РАС могут не только учиться в общеобразовательных школах, но и получать высшее образование и работать среди обычных людей на равных.

Made on
Tilda